archive.barysau.by
НБРБ USD EUR RUB
24.06 0.1%1.9284 0.1%2.1544 -0.7%3.2309
23.06 -0.5%1.9309 -0.7%2.1556 -0.1%3.2097
22.06 -1.1%1.9219 -0.9%2.1404 1.1%3.2062
Лагін:
Пароль:
 
рэгістрацыя карыстальніка
аднаўленне пароля
bel

Карысная інфармацыя

{SAPE}

Драўляны мост праз Бярэзіну

"Было утро ясного, осеннего дня, когда я приехал в Борисов. Станция удалена около трех верст от города. Песчаная дорога идет сначала широкой, не мощеной улицей, выросшею здесь в последние годы с постройкой казарм, поселения, затем пролегает сосновым лесом и близ остатков предмостного укрепления на правом берегу Березины спускается к мосту. С горки предмостного укрепления открывается вид на реку, город и возвышенности левого берега. Река разветвляется на несколько рукавов, образующих низменные, луговые острова…Городок имеет жалкий вид, и большое каменное здание городского собора представляет резкий контраст с окружающими постройками. Тет-де-пон и подступы к нему поросли лесом, который затрудняет ознакомление с очертаниями укреплений и с прилегающей местностью, служившей местом боя 9.11.1812. К этому необходимо еще прибавить, что вместо полусрытых остатков тет-де-пона, занимавшихся поляками в день боя, выросло в 1813 г. обширное укрепление сильного профиля, валы которого сохранились до настоящего времени. Я переехал на левый берег по мосту или, вернее сказать, по системе мостов и возвышенных дамб, построенных на низменных островах реки. Общая длина переправы достигает 750 шагов. Мосты и дамбы построены саженях в десяти (21,3 м) ниже старой мостовой переправы 1812 г., остатки которой можно заметить местами в виде полусгнивших свай. При въезде в город, на островке, образуемом протоком реки, возвышается здание тюрьмы. На этом месте в 1812 г. существовало укрепление, построенное еще во время Северной войны," – так описывал Борисов и легендарный Борисовский деревянный мост в 1897 году на страницах «Исторического вестника» В.Харкевич.

Этот мост знаменит тем, что связывает сейчас два мира: Запад с Востоком, Европу с Азией, цивилизацию и варварство. Граница между мирами проходит по Западной Двине, Березине и Днепру, а пограничье находится по левую и правую сторону водной межи в пределах национальных границ Беларуси и Украины.

Чтобы "приобщиться" к благам цивилизации, через этот мост во время "Кровавого Потопа" в 17 веке на Запад проходили кровожадные московские орды (в ту войну, а позже и в 18 веке в Северную, "братский" московский народ вырезал половину населения Беларуси. Вспомните "Отважное сердце": шотландский вопрос заключается в том, что шотландцев слишком много. Все империалисты действуют одинаково.). Через него прошли на Восток в 1812 году с мечем и крестом галльские конквистадоры. В ноябре 1812 мост молча следил за началом "освободительного похода" азиатов в Европу для подавления революционного движения. В 1918 году "освобожденная" Германия прошла по его плечам, что бы отблагодарить "освободителей". Потом наш мост пропустил на Запад мировых революционеров, которые после в 1920 году с позором бежали из-под Вислы. Он молча наблюдал как германские и советские фашисты истребляют свои народы в угоду своих ущербных идей во время последней войны.

Наш мост не всегда был пограничным. Он принадлежит Западной цивилизации, потому что родился в Европе в эпоху рыцарства. Потому что его строили белорусские зодчие, воздвигшие Мирский, Лидский, Новогрудский, Гольшанский, Кревский замки. Мост помнит эпоху Скорины и Гусовского, времена реформации и просвещения, те золотые годы, когда граница между цивилизацией и варварством проходила по Можайску и Коломне. Бедный, жалкий, московский народ, оболваненный своими алчными, жадными тиранами, стал расходным материалом в их имперских планах. Поэтому наш мост стал часто бывать пограничным. Наконец, 25 августа 1991 года межа между цивилизациями отодвинулась на восток. Мы надеялись на то, что она там и останется на времена вечные. Но 14 мая 1995 года Борисовский мост снова стал пограничным, страна опять разделилась на две половины. Но наш рассказ не об этом.

Родился я в конце 70-х, когда Борисовского деревянного моста уже не было. Его взорвали в 60-х годах на съемках художественного фильма про последнюю войну (нет исторического моста – нет границы, нет истории – нет Беларуси; наверное, так размышляли московские империалисты, ведя борьбу с исторической памятью нашего народа). Но все таки мне в наследство что-то да и сохранилось: остатки свай на обоих берегах, предмостовые насыпи и дамба на левом берегу Березины. Земляные фрагменты моста, дамба, свидетелем которых я был, присутствуют на картах 1980 года и 1990 года вместе с рукавами реки, между которыми лежала дамба. Есть они и на карте 1897 года. На этой схеме можно отыскать два рукава, что отсутствуют на поздних картах: один из них проходил параллельно руслу Березины и впадал в реку Сху, а другой впадал в Березину недалеко от устья Схи. Эти рукава уничтожены в 20-м веке, по всей видимости, при расширении города и строительстве транспортного моста через Березину по улице Гагарина.

Значительные изменения пойма реки перед остатками деревянного моста приобрела после 1990 года при строительстве нынешнего металлического пешеходного моста. Его возвели в метрах 5 ниже по течению относительно старого деревянного моста. Старая дамба, насыпь на левом берегу Березины были уничтожены. На правом берегу сейчас еще просматривается прежняя береговая насыпь, по верх которой возвели новую более высокую, а на левом видны деревянные сваи.

Из-за того что рукава реки ниже моста засыпали, что видно по карте 2000 года, в настоящий момент трудно сохранившимся изображениям моста на старых фотографиях дать привязку на местности. Так на фотографии, сделанной известным фотографом Горским в 1912 году перед мостом виден остров, образованный двумя протоками (на них, судя по снимку, вяжут плоты).

На старых картах 1897 года, 1980 и 1990 этот остров присутствует (данный участок реки до 1990 года мало менялся), поэтому положение моста снятого Горским при работе с этими картами определяется однозначно. Старый Борисовский деревянный мост располагался на том же месте, где стоял деревянный мост эпохи Гражданской войны 1812 года, на том же месте мост располагался в 1897 году, при посещении Борисова В. Харкевичем.

Для пропуска судов старый деревянный мост имел разводной участок. Конструкция механизма подъема створок моста мне не известна. Можно предположить, что уравновешенная противовесом секция поднималась с помощью системы талей, пропущенных через блоки, которые наматывались на вороты.

За Борисовский мостом чуть выше по течению виден его младший брат. На фотографии Горского 1912 года и на цветных московских открытках этот отсутствует. Он по всей видимости был построен немцами в 1918 году. Фрагменты его сохранились до сих пор. На правом берегу реки видна береговая мостовая насыпь, выходящая на улицу Дымки. В пойме реки на левом берегу сохранились сваи моста. Чуть дальше находится левобережная мостовая насыпь, проходящая слева от руин старой тюрьмы 1860 года.

Продолжением насыпи служит современная улица Лопатина. В пойме реки на левом берегу недалеко от тюрьмы сохранились сваи моста. Когда мост закончил свое существование мне неизвестно. Возможно, был уничтожен в 20-х годах во время советско-польской войны. За переправы велись упорные бои. Многие строения в Борисове, а также старая тюрьма серьезно пострадали при артобстрелах.

Борисовский пограничный деревянный мост, будь он сейчас восстановлен, вернул бы Борисову утраченный колорит и привлекательность, стал бы связующим звеном между осколками нашего общества, коридором, по которому свет просвещения испепелил бы невежество, в которое погрузилась после 1995 года наша страна. Тогда Беларусь навсегда перестанет быть пограничной зоной между цивилизациями и вернется в свою Европейскую семью.

Паводле http://rotten-christ.livejournal.com/