archive.barysau.by
НБРБ USD EUR RUB
09.06 -0.3%1.8733 -0.3%2.108 0.3%3.2894
08.06 0%1.8672 -0.1%2.1026 -0.1%3.2982
07.06 -0.1%1.8674 0%2.1012 0%3.2945
Лагін:
Пароль:
 
рэгістрацыя карыстальніка
аднаўленне пароля
bel

Карысная інфармацыя

{SAPE}

Отчет о результатах изучения мнений представителей предприятий и предпринимателей
города БОРИСОВА

Исследование проводилось волонтерской группой в рамках инициативы сайта belarda.info по  опросу мнения представителей предприятий и предпринимателей в г.Борисове. Опрос проводился для информирования членов экспертного сообщества и рядовых жителей города. Мнения авторов, высказанные в этом документе могут не совпадать со взглядами инициативы сайта belarda.info.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.    ВВЕДЕНИЕ   

II.    МЕТОДОЛОГИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ   

III.    ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ   

IV.    РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА   

1.    Основная информация   

2.    Работники и рабочая сила   

3.    Инвестиции и инвестиционные планы   

4.    Отношения с местными органами власти   

5.    Общие впечатления   

V.    ВЫВОД   

Перечень графиков и рисунков

Рис. 1.    Структура собственников предприятий   

Рис. 2.    Структура собственников микропредприятий   

Рис. 3.    Структура собственников малых предприятий   

Рис. 4.    Структура собственников средних и больших предприятий   

Рис. 5.    Структура опрошенных субъектов в разрезе сфер деятельности   

Рис. 6.    Структура распределения экспорта продукции   

Рис. 7.    Сравнение структуры экспорта предприятий   

Рис. 8.    Наличие мотивации для работы в регионе   

Рис. 9.    Основные негативные факторы для работы средних и больших предприятий   

Рис. 10.    Основные негативные факторы для работы микро- и малых предприятий   

Рис. 11.    Факторы, обуславливающие экономическое развитие. Все респонденты  

Рис. 12.    Факторы содействия экономическому развитию. Крупные кампании

Рис. 13.    Рабочая сила: все респонденты   

Рис. 14.    Рабочая сила: микропредприятия   

Рис. 15.    Рабочая сила: малые предприятия   

Рис. 16.    Рабочая сила: средние и большие предприятия   

Рис. 17.    Инвестиционные планы и распоряжение собственностью: все респонденты   

Рис. 18.    Качество работы органов местной власти: все респонденты   

Рис. 19.    Качество работы органов местной власти: средние и большие предприятия   

Рис. 20.    Качество работы органов местной власти: микропредприятия   

Рис. 21.    Оценка внешнего окружения бизнеса. Все респонденты

Рис. 22.    Оценка внешнего окружения бизнеса. Микро- и малые предприятия

Рис. 23.    Оценка внешнего окружения бизнеса. Средние и большие предприятия

Рис. 24.    Общие впечатления о Борисове. Все респонденты

Рис. 25.    Общие впечатления о Борисове. Микропредприятия   

Рис. 26.    Общие впечатления о Борисове. Малые предприятия  

Рис. 27.    Общие впечатления о Горках. Средние и большие предприятия

Рис. 28.    Стратегические отрасли экономики. Все респонденты

I.    ВВЕДЕНИЕ

В конце июня – начале августа 2011 года был проведен опрос представителей предприятий г.Борисова. Этот опрос может использоваться в качестве одного из элементов процесса стратегического планирования экономического развития города.

Цель опроса:

•    Получение информации, которая нужна для перспективного планирования развития бизнеса;

•    Донесение объективной информации о проблемах и потребностях бизнеса до власти и общественности;

•    Определение инвестиционных планов бизнеса.

В содержании анкеты присутствовали вопросы об истории и статусе предприятий, характере бизнеса, рабочей силе и персонале, информации об инвестициях и инвестиционных планах, об услугах, предоставляемых органами власти, и отношения к ним, а также общее мнение о городе, как среде для ведения бизнеса.

II.    МЕТОДОЛОГИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

До 2 августа 2011 года была заполнена 51 анкета. В перечне респондентов были представители руководства больших, средних и малых предприятий города, а также предприниматели. В этом отчете сведены обобщенные ответы всех предприятий.

Для получения максимально полных и откровенных ответов, респондентов заверили, что этот отчет не будет содержать ссылок на конкретные предприятия, а информация в анкетах будет конфиденциальной. Правом «инкогнито» воспользовались ВСЕ респонденты.

Конечно, опрос 51 предприятия не может репрезентативно отразить мнение всего бизнес-сообщества Борисова, но эти предприятия, которые представляют собой, преимущественно, динамичный сектор больших, средних и малых компаний, составляют значительную часть местной экономики. Поскольку опрос проводился также в других городах Беларуси, то есть возможность сравнить результаты по нашему городу с другими регионами.

На опрошенных предприятиях работает 20550 человек. Если учесть, что всего трудовые ресурсы Борисова составляют 94,3 тысячи человек, то фактически опрошены работодатели 21,8% работников города. Очевидно, стоит учесть, что в общее количество трудовых ресурсов включены работники бюджетных учреждений и организаций, а также военнослужащие, работодатели которых не принимали участия в опросе.

Учитывая, что официальная белорусская статистика предусматривает различную градацию микро-, малых, средних и больших предприятий в различных экономических сферах, в данном опросе была использована условная градация, общая для всех видов экономической деятельности. В частности, использовано следующее деление по размеру предприятия:

•    Микропредприятие (1-9 чел.)

•    Малое предприятие (10-99 чел.)

•    Среднее предприятие (100-500 чел.)

•    Большое предприятие (свыше 500 чел.)

Отметим сразу, что в опросе приняли участие представители 51 местного предприятия. В первую группу по численности персонала попало 10 опрошенных предприятий, во вторую – 16, в третью – 11, в четвертую – 14.

III.    ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ

1.    Большая часть респондентов сконцентрирована в промышленной сфере и в сфере торговли. Только 1,8% собственности опрошенных предприятий принадлежат нерезидентам Республики Беларусь. Частные лица в городе не являются владельцами крупных предприятий. Открытые акционерные общества фактически контролируются государством. Частный капитал (в том числе и иностранный) в Борисове владеет микро- либо малыми предприятиями.

2.    Предприятия-респонденты имеют высокий уровень экспортной ориентации и диверсификации клиентов, хотя 98% из опрошенных предприятий осуществляют сбыт части своих товаров и услуг на местном рынке (г.Борисов, Борисовский район и Минская область). Вместе с тем, 69% предприятий-респондентов отгружают часть продукции в другие области Беларуси, 51% – в соседнюю Российскую федерацию, 33% – в другие страны СНГ, а 31% – в страны Европы и мира.

3.    Опрошенные представители местного бизнеса ощущают на себе влияние экономического кризиса, который охватил страну с весны 2011 года. В связи с этим практически все частные предприятия-респонденты прогнозируют падение уровня сбыта их продукции и услуг. Такие же пессимистические прогнозы касаются планов капитальных вложений и инвестирования.

4.    Именно поэтому не удивительно, что главным негативным фактором, влияющим на работу предприятий г.Борисова, респонденты назвали общую экономическую ситуацию в стране, рост цен на расходные материалы и энергию, а также конкуренцию на внутреннем рынке.

5.    Вместе с тем, у респондентов существует понимание необходимости формирования частного сектора в регионе как базиса для экономического развития Борисова в целом. Респонденты считают, что для этого необходимо развивать малые и средние предприятия, привлекать инвестиции и создавать инфраструктуру для бизнеса.

6.    Трудовые ресурсы на предприятиях-респондентах с 2006 по 2011 год незначительно уменьшились. Эта тенденция, вероятно, связана с незначительными сокращениями рабочей силы на предприятиях-респондентах в эти годы, а также слабой материальной заинтересованностью потенциальной рабочей силы.

7.    В структуре предприятий-респондентов 26% работников составляют женщины, причем на малых предприятиях этот показатель достигает – 41%. При этом наниматели-респонденты в целом положительно оценивают качество рабочей силы на своих предприятиях и не ожидают нехватки рабочей силы в перспективе.

8.    Частным бизнесом в Борисове занимаются в основном люди с высшим образованием. Так, на опрошенных микро- и малых предприятиях, где сами владельцы являются активными участниками производственного процесса, доля лиц, закончивших вузы, достигает 34% и 31% соответственно.

9.    Опрошенные представители местного бизнеса удовлетворены качеством предоставляемых услуг местной власти в сфере охраны правопорядка и развития инфраструктуры. Нарекания вызывают содержание дорог, а также жилищное строительство и поддержка малых и средних предприятий.

10.    Большинство опрошенных представителей предприятий расценивают Борисов как удовлетворительное и хорошее место для ведения бизнеса. Лишь 12% считают Борисов бесперспективными для своей хозяйственной деятельности.

11.    Респонденты отметили, что в городе Борисове существуют объективные экономические предпосылки для ведения бизнеса. Главными из них являются: наличие кластеров (т.е. групп взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов), потребителей товаров и услуг, а также качественной рабочей силы.

12.    Наибольшее количество респондентов считают перспективными для Борисова сферу торговли и услуг. Также к перспективным отраслям респонденты отнесли сельское хозяйство, пищевую промышленность, образование и образовательные услуги.

IV.    РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

1.    Основная информация

Почти 57% опрошенных предприятий были созданы после 1990 года, остальные являются «продолжателями дела» в традиционных для региона отраслях своих предшественников. Существенную долю среди предприятий, принявших участие в опросе, занимают те, которыми владеют физические лица (в основном – это индивидуальные предприниматели). К  категории собственности юридических лиц вместе с долей госсобственности относится 18,5% опрошенных предприятий.

Приведенная ниже структура не должна свидетельствовать о том, что частные лица в городе являются владельцами крупных предприятий. Такие предприятия остаются под контролем государства. Частный же капитал (в том числе и иностранный) в Борисове владеет микро- либо малыми предприятиями. Доля иностранного капитала в городе незначительна – 1,8%.

Рис. 1. Структура собственников предприятий

Рис. 2. Структура собственников микропредприятий

Рис. 3. Структура собственников малых предприятий

Рис. 4. Структура собственников средних и больших предприятий

Целью опроса был максимально широкий охват отраслей предприятий-респондентов. Результаты показали, что наибольшая доля респондентов сконцентрирована в промышленности и торговле, существенно меньше – в сфере производства продуктов питания, строительства и др. Хоть опрос и не является репрезентативным, однако в этой его части не противоречит реальному состоянию дел в местной экономике. 

Рис. 5.  Структура опрошенных субъектов в разрезе сфер деятельности

Результаты опроса выявили, что основной ориентацией предприятий-респондентов является внутренний рынок – г.Борисов, Борисовский район и Минская область (98%). Вместе с тем, 69% предприятий-респондентов отгружают часть продукции в другие области Беларуси, 51% – в соседнюю Российскую федерацию, 33% – в другие страны СНГ и 31% – страны Европы и мира.

Рис. 6. Структура распределения экспорта продукции

Интересно, что на внешние рынки (другие области, Россия, СНГ, Европа и остальной мир) ориентированы, прежде всего, средние и большие предприятия. Малый бизнес ориентирован на внешний рынок значительно меньше. А вот внимание мелкого бизнеса сконцентрировано прежде всего на локальном потребителе.

Микропредприятия:

Малые предприятия:

Средние и крупные предприятия:

Рис. 7.01-03 Сравнение структуры экспорта микро-, малых и средних/крупных предприятий

Данные, полученные от респондентов, позволяют положительно оценить объективные экономические характеристики региона как с точки зрения наличия их клиентов, так и с точки зрения необходимой им рабочей силы, а также наличия кластеров. 

Рис. 8. Наличие мотивации для работы в регионе

Главным негативным фактором, влияющим на работу предприятий г.Борисова, респонденты назвали ухудшившуюся с начала 2011 г. общую экономическую ситуацию в стране. Рост цен на расходные материалы и энергию ударил практически по всем предприятиям. Часть средних и крупных предприятий испытывают недостаток в целевом финансировании (прежде всего, из традиционных государственных источников). Представители микропредприятий считают, что на их работе негативно сказывается внутренняя конкуренция и недостатки национального законодательства.

Рис. 9. Основные негативные факторы для работы средних и больших предприятий

Микропредприятия:

Малые предприятия:

Рис. 10.01-02 Основные негативные факторы для работы микро- и малых предприятий

В ходе опроса предприятиям-респондентам было предложено отметить несколько важнейших направлений, без которых невозможно экономическое развитие города Борисова. Наиболее популярными из них являются привлечение прямых инвестиций, развитие малых и средних предприятий, благоустройство и пространственное развитие. Это может свидетельствовать о понимании респондентами необходимости реформирования экономики, формирования существенного частного сектора в регионе как базиса для экономического развития Борисова в целом.

Рис. 11. Факторы, обуславливающие экономическое развитие. Все респонденты.

Вместе с тем представители больших и средних предприятий, принявших участие в данном опросе, кроме привлечения инвестиций уповают на развитие промышленности, а также развитие транспортной инфраструктуры. Стоит отметить, что интерес к развитию промышленности у представителей микро- и малых предприятий либо минимален, либо отсутствует вовсе. 

Рис. 12. Факторы содействия экономическому развитию. Крупные кампании

2.    Работники и рабочая сила

Трудовые ресурсы на предприятиях-респондентах с 2006 по 2011 год незначительно уменьшились. Эта тенденция, вероятно, связана с незначительными сокращениями рабочей силы на предприятиях-респондентах в эти годы, а также слабой материальной заинтересованностью потенциальной рабочей силы.
Несмотря на это, наниматели-респонденты в целом положительно оценивают качество рабочей силы на своих предприятиях и не ожидают нехватки рабочей силы в перспективе.

Удовлетворенность рабочей силой:

Ожидание нехватки рабочей силы:

Рис. 13. 01-02 Рабочая сила: все респонденты

Удовлетворенность рабочей силой:

Ожидание нехватки рабочей силы:

Рис. 14. 01-02 Рабочая сила: микропредприятия

Удовлетворенность рабочей силой:

Ожидание нехватки рабочей силы:

Рис. 15. 01-02 Рабочая сила: малые предприятия

Удовлетворенность рабочей силой:

Ожидание нехватки рабочей силы:

Рис. 16.01-02 Рабочая сила: средние предприятия

В структуре предприятий-респондентов 26% работников составляют женщины, причем на малых предприятиях этот показатель достигает – 41%. Однако эта цифра не оказала существенного влияния на общий показатель, т.к. на малых предприятиях города задействовано существенно меньшее количество работников, чем на средних и больших, где доля женщин составляет те же 26%.

Средняя зарплата по результатам опроса в январе 2010 года составила 1.191 тысяч рублей, а в январе 2011 года – 1.345 тысяч рублей. Эти показатели существенно не отличаются от номинальной начисленной среднемесячной заработной плате в Борисовском районе за аналогичные периоды.

3.    Инвестиции и инвестиционные планы

Опрос показал, что большинство респондентов не склонны делать инвестиции в ближайшей перспективе. В основном негативно к данной идее отнеслись представители микро- и малых предприятий. Они не планируют в своей массе расширять производство и делать капитальные вложения. Это, скорее всего, говорит о негативных прогнозах малого бизнеса относительно социально-экономического развития города в ближайшей перспективе.
Оптимистами в данной части опроса стали средние и большие предприятия. Их представители заявили о существовании инвестиционных планов. Так как средние и большие предприятия – это прежде всего представители госсектора местной экономики, то их инвестпланы, видимо, были разработаны еще в «докризисный период» и не были позднее пересмотрены. Хоть, безусловно, средние и большие предприятия могут иметь устойчивые каналы сбыта продукции и получения сырья для ее производства, что также влияет на их желание расширять производственные мощности.

В части распоряжения собственностью выявилась та же тенденция, что и с инвестиционными планами. Это скорее всего объясняется тем фактом, что чем меньше предприятие, тем меньше у него активов, которые можно передать другим юридическим лицам в аренду или иное возмездное пользование. Стоит отметить, что среди средних и больших предприятий Борисова есть и такие, которые уже готовы предоставить в аренду или продать часть своего недвижимого имущества. 

Рис. 17. Инвестиционные планы и распоряжение собственностью: все респонденты

4.    Отношения с местными органами власти

Результаты оценки качества работы органов местной власти показывают, что уровень неудовлетворенности качеством государственных услуг у представителей малого бизнеса значительно выше, чем у респондентов, представляющих средний и крупный бизнес. Наиболее «некачественной» услугой на общем фоне стало содержание дорог, а также жилищное строительство и поддержка малых и средних предприятий. Охрана правопорядка и развитие инфраструктуры у респондентов получили наименьшее количество негативных оценок. Услуга по сбору и вывозу мусора в целом удовлетворяет всех. Следует обратить внимание, что средний и крупный бизнес больше всего удовлетворен охраной правопорядка, предоставлением недвижимости для ведения производства, а также тем, как решаются вопросы лицензирования.  

Рис. 18. Качество работы органов местной власти: все респонденты

В наибольшей степени работой местной власти удовлетворены представители средних и больших предприятий Борисова:

Рис. 19. Качество работы органов местной власти: средние и большие предприятия

Больше всего негативных оценок качества ряда государственных услуг выставили представители мелкого бизнеса:

Рис. 20. Качество работы органов местной власти: микропредприятия

Кроме оценки предоставляемых государственных услуг респонденты в рамках опроса высказали свое мнение о результатах сотрудничества с такими важными структурами, как районный исполнительный комитет, Совет депутатов, милиция, областные органы власти, налоговая инспекция, санстанция и т.д. В целях данного исследования мы относим перечисленные структуры к внешнему окружению местного бизнеса.
Как видно из приведенных ниже диаграмм, респонденты наиболее удовлетворены взаимодействием с такими структурами, как местные исполкомы, МЧС, милиция. Однако у части респондентов (до 20%) не было контактов с областными органами власти. Это может объясняться малой ролью данных структур в ведении бизнеса на локальном уровне.

Рис. 21. Оценка внешнего окружения бизнеса. Все респонденты.

Микро- и малые предприятия меньше, чем другие, удовлетворены взаимодействием с налоговой инспекцией. Также примечательно, что существенная доля представителей микро-предприятий не имела никаких контактов с местным представительным органом власти – Борисовским районным Советом депутатов, а если и имела, то скорее негативные. Это может свидетельствовать о незначительном участии местных депутатов в жизни местного бизнес-сообщества. Значительная доля малых предприятий осталась недовольна взаимодействием и с санстанцией.

Микро-предприятия:

Малые предприятия:

Рис. 22.01-02 Оценка внешнего окружения бизнеса. Микро- и малые предприятия.

Интересен тот факт, что средние и большие предприятия, принявшие участие в данном исследовании, удовлетворены практически всеми структурами, отнесенными нами к внешнему окружению. 

Рис. 23. Оценка внешнего окружения бизнеса. Средние и большие предприятия.

5.    Общие впечатления

Ответ на вопрос об оценке города Борисова как места ведения бизнеса обусловлен не только опытом взаимодействия респондентов с органами госуправления, оценки качества представляемых местной властью услуг, но и наличием рынков сбыта, инфраструктуры для ведения бизнеса, перспективой расширения производства и оказания услуг.
Большинство опрошенных представителей предприятий расценивают Борисов как хорошее и удовлетворительное место для ведения бизнеса. Лишь 12% считают Борисов плохим местом для ведения своей хозяйственной деятельности.

Рис. 24. Общие впечатления о Борисове. Все респонденты

Только на «хорошо» и «удовлетворительно» оценивают Борисов в основном опрошенные представители средних и больших предприятий. Напротив 30% респондентов, представлявших микро-, и 19% малых по размерам предприятий, считают Борисов не тем местом, где они могут успешно вести свой бизнес.

Рис. 25. Общие впечатления о Борисове. Микропредприятия    

Рис. 26. Общие впечатления о Борисове. Малые предприятия

Рис. 27. Общие впечатления о Борисове. Средние и крупные предприятия

В проводимом опросе респондентам был задан вопрос об отраслях экономики, которые будут иметь наибольшее значение в стратегической перспективе для города Борисова. Наибольшее количество респондентов считают перспективными для Борисова практически в равной степени пищевую промышленность, машиностроение, а  также сферу торговли и услуг. Кроме вышеперечисленных отраслей, к перспективным респонденты отнесли деревообрабатывающую/мебельную промышленность и транспорт/логистику.

Рис. 28. Стратегические отрасли экономики. Все респонденты.

V.    ВЫВОД

Данное исследование – это попытка сделать срез мнений представителей бизнеса г.Борисова по вопросам социально-экономического положения города, его потенциала и перспектив развития. Хоть исследование и не основывается на репрезентативной выборке, оно включает информацию, полученную от предприятий основных сфер местной экономики (промышленность, торговля, производство продуктов питания и др.).

Результаты опроса показывают, как представители бизнеса оценивают условия ведения хозяйственной деятельности в Борисове, качество рабочей силы и услуг, предоставляемых местной властью; отражают инвестиционные планы и экономические ожидания местных бизнес-структур.

Мы надеемся, что выводы, полученные в результате опроса, станут импульсом для местной власти и бизнеса, которые должны совместно решать локальные социально-экономические проблемы, воплощать планы развития Борисова, создавать привлекательный инвестиционный климат в городе.

Выражаем благодарность всем представителям борисовских предприятий, согласившихся принять участие в нашем исследовании.